Воскресным днем 22 июня 1941 года жители Молотова (так тогда называлась Пермь) занимались своими делами: кто-то прогуливался, кто-то ходил за покупками. Вчерашние выпускники радовались завершению большого жизненного этапа, мечтали и планировали.
…Но вдруг, как гром среди ясного неба, из всех радиоприемников раздался голос наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, чье имя тогда носила Пермь: «Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».
Завертелись шестеренки оборонной машины: мужское население, в том числе и вчерашних выпускников, призвали на фронт. Многие ушли добровольцами. В то же время на западе страны началась подготовка к эвакуации: спешно разбирались и вывозились заводы на Урал и в Сибирь. Женщин и детей эвакуировали от предстоящих ужасов войны.
Многие заводы и жители западных и центральных регионов Советской России оказались на Западном Урале — в Перми и в соседних городах и селах. Срочно возводились заводы, эвакуированных размещали у себя сердобольные пермяки. Вместе с трудовыми коллективами в Пермь были эвакуированы 64 предприятия.
Так начинал формироваться трудовой тыл на Западном Урале. За первые 14 месяцев Великой Отечественной войны производительность труда в нашем крае выросла вдвое: фронту требовались обмундирование, оружие, боеприпасы и провиант.
Так сложилось, что из-за эвакуации с июня по декабрь 41-го единственным заводом в стране, где серийно производились авиационные двигатели, был Завод № 19 им. Сталина (Пермский моторный завод). В самом начале войны наша авиация понесла чудовищные потери. Но уже к ноябрю 41-го она смогла надежно закрыть от врага небо столицы. Огромный вклад в это совершили рабочие Пермского моторного завода.
Именно на ПМЗ был сконструирован двигатель АШ-82. Его создал известный пермский конструктор Аркадий Швецов. Эти двигатели устанавливались на наши истребители (в том числе на Ла-5) и бомбардировщики. Ежедневно завод отправлял на фронт по 30 таких агрегатов. Всего за время войны этот завод отправил на фронт около 30 000 моторов.
Пороховая промышленность в начале войны также оказалась в сложном положении. В результате стремительного наступления вражеских войск пять заводов из семи, производивших пироксилиновые пороха, вынуждены были прекратить работы и эвакуировать оборудование и рабочих.
В июле 1941 года пермский Завод № 98 им. Кирова (Пермский пороховой завод) принял и разместил специалистов и оборудование четырех ленинградских пороховых заводов (№ 6, 52, 59, 101). В течение нескольких месяцев оборудование эвакуированных заводов было введено в строй.
За годы Великой Отечественной войны завод освоил промышленный выпуск таких порохов, как ружейный, охотничий, шнуровой, призматический для прессованных изделий, минный крупнозернистый. В марте 1943 года по новейшей технологии началось производство ракетных порохов для «катюш».
На Молотовском заводе № 172 им. В. М. Молотова (Мотовилихинские заводы) в 1941–1945 годах было изготовлено 48 600 орудий. С началом войны этот завод остался практически единственным предприятием в стране, которое поставляло фронту артиллерийское вооружение.
Конструкторы работавшего на заводе особого конструкторского бюро модернизировали 45-мм пушку образца 1937 года. Орудия нового образца стали поступать на фронт с начала 1942 года, спустя полгода с завода выходило ежемесячно до 700 пушек. 45-мм противотанковая пушка («сорокопятка», «Аннушка») — одна из самых распространенных в годы войны.
Инженерами Мотовилихинских заводов была доработана 122-мм пушка А-19 — тяжелая дальнобойная пушка. Ни одна артподготовка наших войск не обходилась без этого грозного оружия. Именно из пермских орудий 20 апреля 1945 года были сделаны первые залпы по Берлину.
Огромный вклад в трудовой подвиг Перми внесли подростки, работавшие на Пермском моторном заводе.
Отцы уходили на фронт. У станков их сменяли дети. Таких юных рабочих на заводе называли ремеслятами. Наравне со взрослыми они работали по 12–16 часов в сутки.
В некоторых цехах количество юных рабочих доходило до 80%. Именно их руками были созданы сердца машин, которые очистили небо нашей Родины от вражеской авиации.
Широко известными стали два снимка тех времен, сделанные на Пермском моторном заводе.
На первом из них запечатлен 12-летний фрезеровщик Валя Кусакин. На фото видно, как юный рабочий стоит на ящике, потому что не достает до рукояток станка. Это фото было опубликовано в газете «Правда» и стало одним из символов трудового подвига нашего народа.
На втором снимке — лучшие рабочие в кабинете директора завода Анатолия Солдатова. Всем им не более 16 лет. Солдатов наградил каждого из них валенками и банками с компотом. Свою сладкую премию ребята разделили со своими товарищами по юнгородку, в котором жили тысячи ремеслят.
В 2019 году президент Владимир Путин призвал увековечить подвиг тыла и присвоить звание «Город трудовой доблести» городам, в которых ковалась Великая Победа.
Весной 2020 года в Перми была создана инициативная группа по присвоению такого звания столице Прикамья. В нее вошли почетные жители Перми, руководители предприятий, снабжавших в годы войны фронт, историки и общественные деятели.
Тогда же начался сбор подписей за присвоение Перми высокого звания. Буквально за несколько месяцев волонтеры партии «Единая Россия» и проекта #МЫСВАМИ, который организовал информационную кампанию по присвоению звания Перми, собрали подписи в поддержку инициативы. Ее поддержали более 150 тысяч человек.
3 июля 2020 года указом президента Владимира Путина высокое звание Перми было присвоено. 9 мая 2021 года в Свердловском районе Перми — на площади Карла Маркса, совсем недалеко от Пермского моторного завода — был заложен первый камень будущей стелы «Пермь — город трудовой доблести».
Мы помним! Мы гордимся! #МЫСВАМИ вместе за Пермский край!